Профилактика правонарушений и преступлений

Кибербезопасность

Кто такой дроппер и как им не стать?

IMG-bce0b2c946c56df164861aa154f77e20-V

IMG-87103b3799b3f6db7c72bc0173474983-V

IMG-4655502abc84ea9623a0c9e58f4ea034-V

IMG-ce7c03ebffd7e7ca2973e1f66de5681e-V

IMG-db4beaff92716b128bb5a0786377c0ee-V

 

ИЗ УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Статья 222. Незаконный оборот средств платежа и (или) инструментов

  1. Изготовление в целях сбыта либо сбыт поддельных банковских платежных карточек, иных платежных инструментов и средств платежа, а равно совершенное из корыстных побуждений незаконное распространение реквизитов банковских платежных карточек либо аутентификационных данных, посредством которых возможно получение доступа к счетам либо электронным кошелькам, – наказываются штрафом, или ограничением свободы на срок от двух до пяти лет, или лишением свободы на срок от двух до шести лет.
  2. Те же действия, совершенные повторно, либо организованной группой, либо в особо крупном размере, – наказываются ограничением свободы на срок от трех до пяти лет или лишением свободы на срок от трех до десяти лет со штрафом или без штрафа.

Статья 212. Хищение имущества путем модификации компьютерной информации

Уголовный Кодекс Республики Беларусь Статья 212. Хищение имущества путем модификации компьютерной информации

  1. Хищение имущества путем модификации компьютерной информации – наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.
  2. То же деяние, совершенное повторно либо группой лиц по предварительному сговору, – наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок от двух до пяти лет, или лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.
  3. Деяния, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные в крупном размере, – наказываются ограничением свободы на срок от двух до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до семи лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.
  4. Деяния, предусмотренные частями 1, 2 или 3 настоящей статьи, совершенные организованной группой либо в особо крупном размере, – наказываются лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

Возраст уголовной ответственности за киберпреступления в Беларуси снижен до 14 лет

свернуть

«Мошенничество с платежными карточками»

18.03.2024

«В рамках Недели финансовой грамотности детей и молодежи ОАО «Банковский процессинговый центр» представляет серию анимационных видеороликов на тему «Мошенничество с платежными карточками». Предлагаем посмотреть обучающие видео:

  1. Мошенничество в маркетплейсах:

  1. Телефонные звони от мошенников:

  1. Фишинговые сообщения:

  1. Сообщения о выигрыше ценных призов:

  1. Звонок мошенника из банка об установке приложения:

  1. Фишинговые ссылки на сайты:

Пожалуйста, расскажите о видео родственникам, друзьям и знакомым.

Давайте вместе не позволим злоумышленникам воспользоваться нашим доверием!».

свернуть

Профилактика насилия

КАК УБЕРЕЧЬ РЕБЕНКА ОТ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ!!!

  • Расскажите детям о их праве на личную неприкосновенность, на защиту себя от физических посягательств любыми средствами. ВАЖНО научить ребенка отличать уважение к взрослым от безусловного подчинения всем старшим. Дети имеют право и должны сказать «НЕТ» любому, кто намеревается причинить им вред в любой форме.
  • Дети должны находиться на улице в кругу друзей, но только с теми, кого Вы знаете и не позже 23.00. Если они вместе громко закричат или кто-то позовет родителей, других взрослых, преступника это остановит.
  • Родители ВСЕГДА должны знать куда, к кому идет ребенок, как его можно найти. Убедите детей, что призыв о помощи – это не свидетельство трусости, а необходимое средство защиты или даже спасения. Пусть смело зовут на помощь в случае чьих-либо домогательств.
  • Если относительно какого-то незнакомца у подростка возникли подозрения, пусть сразу же сменит маршрут, выйдет на другой станции метро (автобуса, троллейбуса), продолжит маршрут на следующем поезде (автобусе, троллейбусе). По телефону пусть сделает вид, что на улице его встретит папа или взрослый друг. Надо сказать об этом громко в трубку телефона.

Мобильный телефон сегодня решает многие проблемы. Необходимо контролировать, чтобы аккумулятор был всегда заряжен, а номер телефона родителей, а также «102» находился в режиме быстрого набора или на рабочем столе смартфона.

  • Особое внимание подросток должен обращать на автомобили, которые проезжают мимо. Если возникли подозрения или реальная угроза, надо перейти на противоположную сторону улицы или бежать в сторону, противоположную движению автомобиля.
  • НАДО ПОМНИТЬ, что преступники могут применить не только насильственные, но и «соблазнительные» приемы. Они могут предложить конфеты, мороженое, игрушки, либо обещают что-то показать интересное. Соблазнитель зовет вместе погулять, либо напрашивается в провожатые.
  • ЗНАЙТЕ, что дети охотнее идут на контакт (особенно с 6 до 12 лет), что прибавляет насильнику уверенности, он стремится расположить к себе ребенка, одновременно обещает в обоюдных половых действиях безобидную и приятную забаву.
  • НЕРЕДКО преступником оказывается человек, который находится с детьми и подростками в каких-либо повседневных служебных контактах (руководит кружками, секциями, занимается репетиторством).
  • Жертвами половых преступлений чаще оказываются дети и подростки, запущенные с точки зрения полового воспитания. По этой причине некоторые дети утрачивают чувство стыдливости, другие воспитываются в такой покорности взрослым, что в случае половых домогательств не смеют им противостоять. Пусть дети не позволяют, чтобы незнакомцы, знакомые или даже дальние родственники трогали их, целовали, обнимали.

Постарайтесь, чтобы дети рассказывали вам обо всем, что происходит с ними. Объясните, что насильники или вежливо уговаривают, или запугивают детей, добиваясь, чтобы они сохранили это втайне.

О психологическом насилии над детьми  в семье

Жестокое обращение с детьми в семье, насилие в семье – что мы понимаем под этим?  Часто  насилие  связывают с физическим воздействием, которое уже имеет  выработанную  оценку в  обществе. Однако насилие – это нарушение границ человека не только  физических, но и  психологических. Можно ли назвать насилием ограничение  свободы, тотальный контроль, навязывание своих представлений о жизни, неуважение, оскорбление, равнодушие, когда имя ребенка «НИКТО», когда его просто не замечают, не интересуются его делами, интересами и чувствами? Какие последствия такого отношения в семье для ребенка?

Ответы на эти вопросы -  в переживаниях детей, в их жизненных трудностях, с которыми они не справляются сами и зачастую переносят во взрослую жизнь.

Отсутствие эмоционального контакта с родителями вынуждает ребенка искать другие способы проявления эмоций: бегство в мир фантазий, уход в виртуальное общение, антиобщественное поведение и даже агрессия, направленная на окружающих либо на себя. Однако даже такими путями не всем детям удается стабилизировать свое эмоциональное состояние: у некоторых это приводит к постоянному чувству тревоги, а порой и депрессии, суицидальным намерениям. Дети, испытывающие психологическое насилие со стороны родителей, со временем начинают в этом  винить самих себя. Они принимают на себя то, что они «не так хороши, не так совершенны, не так красивы, не так умны», как хотели бы видеть их родители. Известный нам из древности математик и философ Пифагор говорил: «Берегите слёзы ваших детей, чтобы они могли проливать их на вашей могиле».

Почему же родители используют психологическое насилие в отношении своих детей?

         Часть родителей сами находятся в стрессовых условиях или переживают крушение своих жизненных планов. Некоторые родители осознают, что они плохо обращаются со своими детьми, но не способны себя остановить. Другие не хотят менять привычное поведение, ведь для этого в первую очередь необходимо изменить что-то в себе, а работа над собой – очень сложное дело. В основе большинства случаев психологического насилия лежит порочный круг, который перетекает от одного поколения к другому. Треть всех родителей, кто подвергались насилию в детстве, плохо обращаются и со своими собственными детьми. Жестокость родителей порождает жестокость детей. Эстафета ненависти продолжается. Закон РБ «О правах ребёнка» утверждает, что «каждый ребёнок имеет право на защиту своей личности от любых видов эксплуатации и насилия» (ст.9) Никогда не требуйте от ребёнка немедленного и слепого послушания. Пусть он всё обдумает, пусть чувствует, что с ним считаются. Это гораздо лучше грозного приказа.

         Зачастую родители подвержены идеальным  ожиданиям  по отношению к детям, жестким установками  на  их соответствие. Родители не хотят признать, что они видят не самого ребенка, а  свои представления о нем. В силу своей загруженности, в силу  собственного психологического неблагополучия  или психологической неграмотности родители не могут адекватно оценить  возможности своего ребенка. Никогда не применяйте методы воспитания, которые заставляют ребёнка чувствовать себя «плохим» и «ненужным».

  Зачастую матери, испытывая боль  собственных нереализованных ожиданий, несбывшихся надежд, пытаются реализовать себя через своего ребенка без учета его возможностей, способностей и желания (я не смогла получить золотую медаль по окончании школы, а ты, сын, должен этого достичь). Для достижения своих целей они используют психологическое насилие, которое часто  незаметно постороннему глазу.  А если и замечается окружающими, то воспринимается как норма – родители ругают, заставляют, упрекают, требуют - значит, воспитывают. Никогда не требуйте от ребёнка того, к чему он не готов в силу своего возраста или развития.

       Взрослые порой с легкостью перечисляют недостатки своего ребенка, а о его достоинствах вспоминают с трудом или вообще ничего не могут отметить. Вот так дети и живут – замечаний и претензий много, а похвалить вроде бы и не за что.

  Детям не нужны назойливые поцелуи, неискренние комплименты, но для них очень важно слышать: «Ты мне дорог!», «Как хорошо, что ты есть!», «Я люблю тебя таким, какой ты есть!»

Уважаемые родители:

-не проводите воспитательные мероприятия с ребенком в плохом настроении;

-ставьте перед ребенком только выполнимые задачи, с учетом его возраста и уровня развития;

-относитесь терпимее к временным неудачам вашего ребенка;

-не кричите и тем более не оскорбляйте ребенка;

-не спешите сразу, без выяснения мотивов, наказывать ребенка, если кто-то жалуется на его поведение;

-действуйте по формуле: положительная оценка - личности ребенка, а отрицательная - его поступку;

-помогите ребенку осознать последствия своих поступков. Порой 10 минутная доверительная беседа, одна игра или общее дело запоминаются ребенком на всю жизнь.

   Родительское сердце – это самый милосердный судья и самый верный друг. У каждого ребёнка для его достойного воспитания и развития должен быть такой друг и такой судья.

Доверительные отношения родителей и детей,

или о взаимоотношениях в современной семье.

        Чтобы быть успешным в процессе воспитания детей, вовсе не обязательно быть профессиональным психологом или педагогом, хотя знания этих дисциплин во многом помогает избежать грубых ошибок. В остальном же следует полагаться на родительскую любовь и интуицию, которые предусмотрительно заложены в нас Природой.

        Родители должны быть образцом самообладания. Именно это может стать основой прекрасно воспитанных, благородных детей, не позволяющих себе оскорбительных слов, тона или крика. Если всё же такое проявляется со стороны детей, то задайте себе вопрос: «Когда же мы успели научить этому своего ребёнка?». Дети учатся не только ушами, но и глазами. Следите за своей речью, контролируйте слова, с которыми вы обращаетесь друг к другу и к ребёнку. Недопустим громкий, грубый, приказной тон в разговоре с детьми любого возраста, тем более с подростками. Будьте спокойны, неторопливы, свободны от возбуждения и нервной спешки. Такое взаимодействие детей и взрослых является хорошей школой, в которой воспитываются лучшие человеческие качества, формируется мировоззрение.

        Все семейные вопросы старайтесь решать в духе уважения и диалога. Это правило никогда не устаревает, всегда себя оправдывает, и даёт хороший результат воспитания в любом возрасте детей.

        Что не надо делать? или Чего не следует делать, воспитывая ребёнка.

- Нельзя унижать ребёнка: придумывать клички, прозвища, зло высмеивать, иронизировать, заострять внимание на неудачах.

- Нельзя угрожать: лишением любви, заботы, суровыми наказаниями.

- Нельзя злоупотреблять нравоучениями: дети 7 лет с трудом понимают фразы, состоящие более чем из 8 слов; лучше использовать короткие указания, они обладают конкретным эффектом.

- Нельзя злоупотреблять обещаниями: ребёнок живёт настоящим, а обещание – это будущее, обещать легко – выполнить трудно.

- Нельзя чрезмерно опекать: по мере взросления должна расти самостоятельность, каждого из нас в большей мере формирует то, что мы делаем сами, а не с нами.

- Нельзя требовать немедленного повиновения: нужно время, чтобы принять требуемое, чтобы подумать, как его выполнить, а возможно , найти и лучший вариант.

- Нельзя требовать того, что не соответствует возрасту, возможностям  ребёнка, а поэтому надо знать, изучать своего ребёнка, а он меняется.

- Нельзя лишать ребёнка права оставаться ребёнком: пусть будет с ним всё то, что свойственно ребёнку. Помните: образцовый (удобный) ребёнок – это несчастный ребёнок, он не может быть самим собой.

- Нельзя приклеивать ребёнку ярлыки: «Он у меня застенчивый», «Он у меня трусливый» и т.д.

- Нельзя сравнивать ребёнка с другими детьми: такого, как Ваш, ни у кого нет.

-  Нельзя наказывать дважды за одно и то же: ищите объяснения, почему повторяется нежелательный проступок.

- Нельзя говорить плохо о ребёнке в присутствии других людей: щадите самолюбие ребёнка, лучше поговорить о плохом наедине и без свидетелей, так будет больше шансов на то, что ситуация изменится.

- Нельзя бесцеремонно проникать в уголки личной жизни ребёнка: он имеет право на личную жизнь, на свой интимный мир. Ведите себя так, чтобы он сам приоткрыл его для вас.

- Нельзя строить воспитание на запретах: вспомните – запретный плод сладок, к тому же, если запрет исходит от родителей, у ребёнка возникает злость на весь мир.

        Родительство – процесс творческий, нет в нем повторов, шаблонов, однообразия. Дети растут, и наши правила воспитания меняются, уточняются, усложняются.

        Не старайтесь найти рецепты на все случаи жизни. Таких рецептов нет и быть не может. Всё уникально и неповторимо. Приучите себя «не рубить с плеча, с горяча», а анализировать каждую ситуацию, в каждом конкретном случае не бороться с негативными проявлениями характера, а постарайтесь уяснить причину происходящего. Воспитание – непрерывный процесс взаимодействия детей и взрослых, в котором родители оказывают воздействие на детей, но и дети на родителей, в нём нет места диктату и тирании, поскольку в ответ рискуем получить лишь ту или иную защитную форму детского поведения. Обязательным условием воспитания должно быть стремление к взаимному познанию, готовность к уступкам, гибкость и терпимость в отношениях друг с другом.

        Поведение наших детей это отражение наших ошибок и недостатков или достоинств и побед. В связи с этим нужно помнить, что проблемы в отношениях с детьми – это наши проблемы. Не срывайте своё недовольство и злость на детях. Ищите и исправляйте свои ошибки. Проявите мужество и попросите прощение у детей. Ваш личный пример научит их, как необходимо поступать, если человек ошибся. Не требуйте извинений только от детей.

        Ложных шагов в воспитании множество. Избежать их всех практически невозможно. Что же остаётся? Остаётся жить, жить и непрерывно осмысливать своё поведение, искать выходы из тупиков, исправлять ошибки, сохранять оптимизм и уверенность в завтрашнем дне. Да, всё, что мы делаем, делаем своими руками. Сами творим добро и зло, но сами же и отвечаем за это.

Кто воспитывает наших детей – семья или Интернет?

За последнее десятилетие интернет стал неотъемлемой частью жизни для большинства населения. Интернет – это источник информации, доступный способ приобретения навыков и знаний, помощник в учебе и работе, средство проведения и планирования досуга и др. Однако, помимо многочисленных плюсов Интернет имеет и минусы. Психологи бьют тревогу и сравнивают феномен Интернет-зависимости с пристрастием к алкоголю и наркотикам. Утрачиваются навыки реального общения. Человек может замыкаться в себе, часто нарушаются отношения в семье, появляются проблемы со сном и приемом пищи. Интернет-зависимость – это расстройство психики, сопровождающееся большим количеством поведенческих проблем и, заключающееся в неспособности человека вовремя выйти из сети, а также в постоянном присутствии навязчивого желания туда войти. Механизм формирования компьютерной зависимости мало чем отличается от механизма формирования игромании. У любой зависимости одни и те же корни. Дело в том, что в мозге каждого человека есть центр удовольствия, стимуляция которого доставляет человеку приятные ощущения. Игра стимулирует центр удовольствия, заставляя его выбрасывать нейрогормоны. Зависимость от такой стимуляции колоссальна. Так, исследования на крысах показали, что стимуляция центра удовольствия заставляет их отказаться от еды. В результате, бедные крысы умирали от истощения, отказываясь от еды, лишь бы не лишиться удовольствия.

В некоторых странах интернет-зависимость официально признается заболеванием и ее лечение проводится порой весьма радикальными методами. Так, например, в Китае, где первая клиника для лечения Интернет-зависимости появилась еще в 2005 году, пациентам назначают электрошок – устройство, подающее на тело напряжение в 30 вольт. В Финляндии к зависимым от Интернета относятся поснисходительней, даже предоставляют отсрочку от призыва в армию. В России лечение Интернет-зависимости проводится в клиниках, где применяются такие методы, как психотерапия, активные физические упражнения и рефлексотерапия. Белорусские медики рассматривают перспективу открытия кабинетов анонимного лечения виртуальной зависимости, в том числе и зависимости от социальных сетей в поликлиниках.

Дополнительный совет: воспитайте в себе культуру Интернет-пользования, сделайте это пространство безграничных возможностей средством для достижения целей и решения реальных, а не виртуальных задач!

Игромания лишь сменила маску: если раньше люди играли в казино на деньги, то сегодня они играют в компьютерные игры у себя дома. Игроманов не стало меньше. Зависимые от игр никуда не делись, они лишь сменили фокус своей зависимости — с азартных игр и казино на Интернет, компьютерные игры и социальные сети.

Компьютерная зависимость распространяется по миру как настоящий вирус и поражает, как правило, детей, подростков и молодых взрослых. О масштабах распространения компьютерной зависимости можно судить по СМИ: изо дня на день поступают сообщения о школьниках, которые расстреливают своих одноклассников и учителей, переиграв в агрессивные компьютерные игры (Вспомните случай расстрела учащихся колледжа в Керчи). Нередки случаи, когда люди просто умирают за компьютером от усталости и истощения.

Опасность «стрелялок».

В наше время значительную часть досуга, как детей, так и взрослых, занимают так называемые «стрелялки».

         Существует множество доказательств того, что «стрелялки» негативно сказываются на детской психике. Дети и подростки, играющие в подобные игры, во взрослую жизнь входят с психическими отклонениями. Один из разработчиков «стрелялок», обучающих солдат и полицейских преодолевать психологический барьер убийства, считает, что компьютерные игры учат убивать эффективнее, чем инструкторы спецподразделений. В настоящее время по всему миру существуют тысячи подобных тренажёров для военных и полицейских, на которых военные учатся убивать. Необходимость в таких тренажёрах возникла при подготовке военных кадров к боевым действиям, т.к. военные психологи пришли к заключению, что подавляющее большинство солдат не способно убивать других людей. Ребёнок за игрой-«стрелялкой» ничем не отличается от солдата за симулятором. Ужасает безответственность производителей игр, снабжающих детей армейскими и полицейскими тренажёрами. Это всё равно, что дать в руки каждому ребёнку по автомату и пистолету.

Ответьте сами на вопрос: «Для чего симуляторы убийства даются детям?». Ответ напрашивается сам собой: «Для того, чтобы научить детей убивать, привить жестокость, страсть к убийству». Разработчики этих игр поясняют: «Навыки, полученные в стрессовой ситуации, потом воспроизводятся автоматически. Дети, играющие в агрессивные компьютерные игры, убивают всех, кто попадёт в поле их зрения, пока не поразят все цели или не выпустят все патроны. Поэтому когда они начинают стрелять в реальной жизни, происходит то же самое».

Играть самим и разрешать ли играть в «стрелялки» своим детям – выбор за каждым взрослым. Пусть у каждого родителя будет достаточно мудрости, как воспитать в своих детях доброту, любовь и сострадание к другим.

Поведение наших детей это отражение наших ошибок и недостатков или достоинств и побед. В связи с этим нужно помнить, что проблемы в отношениях с детьми – это наши проблемы. Не срывайте своё недовольство и злость на детях. Ищите и исправляйте свои ошибки. Проявите мужество и попросите прощение у детей. Ваш личный пример научит их, как необходимо поступать, если человек ошибся. Не требуйте извинений только от детей, непрерывно осмысливайте своё поведение, ищите выходы из тупиков, исправляйте ошибки, сохраняйте оптимизм и уверенность в завтрашнем дне. Помните, уважаемые родители, всё, что мы делаем, делаем своими руками: сами творим добро и зло, но сами же и отвечаем за это.

 

При дефиците любви наказанием становится сама жизнь, и иногда наказания ищут как последний шанс на любовь.

                                                                                                                                 В.Леви

                   О наказании (7 правил для всех)

 

  1. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому.Более того, наказание должно быть обдуманным, не так ли? Часто наказывающий забывает подумать…
  2. Если есть сомнение наказывать или нет – не наказывайте. В вопросе наказания нет никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай»!
  3. За один раз – одно.Даже если проступков совершено сразу невообразимое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за всё сразу, а не по одиночку за каждое. Салат из наказаний – блюдо не для детской души!
  4. Срок давности.Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Некоторые чересчур последовательные «воспитатели», ругают и наказывают детей за проступки, обнаруженные спустя месяц или год (что-то стащил, испортил, напакостил), забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения.
  5. Наказан – прощён.Инцидент исчерпан. Страница перевёрнута. Как ни в чём не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала!
  6. Без унижения.Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребёнком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребёнок считает, что мы не справедливы, наказание подействует в обратную сторону!
  7. Ребёнок не должен бояться наказания. Не наказания он должен бояться, не гнева на него, а нашего огорчения…

Наказывая, подумай: «ЗАЧЕМ?».

свернуть

Профилактика экстремизма и терроризма

Профилактика наркомании

Профилактические видеоматериалы антинаркотической направленности

 

Если у близких возникает подозрение, что подросток находится в состоянии наркотического опьянения, т.е. при отсутствии запаха спиртного он выглядит нетрезвым, необходима срочная консультация врача-нарколога.

 Какие признаки должны насторожить семью и друзей подростка?

  • Неожиданное, резкое изменение поведения: беспричинные пропуски занятий, снижение успеваемости, немотивированная грубость, небрежность в одежде, сонливость днем, взбудораженность на занятиях, активное стремление к контакту с лицами, имеющими отрицательную репутацию.
  • Изменение поведения дома. Ничем не объяснимое позднее возвращение домой, часто в необычном состоянии, напоминающем алкогольное опьянение, но без запаха спиртного; трудное пробуждение по утрам.
  • Снижение социальной активности, потеря интереса к прежним увлечениям, появление немотивированной раздражительности, неоправданных вспышек агрессии, кражи вещей и денег из дома, утрата чувства ответственности.
  • Внезапный интерес к домашней аптечке, литературе по фармакологии.
  • Сборища групп подростков в различных укромных местах. Нелепое поведение группы , неадекватные взрывы смеха, общая эмоциональная возбужденность компании, немотивированная агрессивность. На этапе эпизодического употребления наркотиков или других одурманивающих веществ, опьянение ими обычно ярко выражено.
  • У большинства наркоманов кожа сухая, волосы теряют блеск, становятся ломкими и тусклыми, характерна бледность кожи, которая постепенно при длительном употреблении наркотиков приобретает желтушный оттенок. Мелкие травмы кожи заживают очень долго. При инъекционном введении наркотика, можно обнаружить следы уколов по ходу вен.

 

Прямые признаки наркотического опьянения

       Внешний вид и поведение. В той или иной мере они напоминают состояние алкогольного опьянения при отсутствии запаха алкоголя.

     Изменение сознания различной глубины, начиная с легких степеней, когда человек похож на только что проснувшегося, до глубокого оглушения. Такое расстройство сознания отмечается при опьянении снотворно-седативными препаратамилетучими наркотически действующими веществами. Характерна и поза человека, находящегося в состоянии сильного наркотического опьянения: малоподвижная, как бы обмякшая. В ответ на обращение к нему опьяневший бессмысленно улыбается, что-то невнятно бормочет или, напротив начинает раздражаться. При приеме крайне больших доз наркотических веществ происходит полное выключение сознания.

       Изменение настроения: возникает расторможенность, беспричинное веселье, чрезмерная болтливость. Это повышенное настроение не соответствует ситуации, в которой находится опьяневший, так, например неадекватная смешливость или дурашливость при серьезном разговоре дома, в отделении милиции, со школьными учителями, начальством и т.д. Повышенное настроение по мере уменьшения глубины опьянения, сменяется подавленным, мрачным, тоскливым настроением, нередко со злобностью и агрессивностью к окружающим. Злоба и агрессивность чаще встречается при приеме снотворно-седативных препаратов и летучих наркотически действующих веществ.

       Изменение двигательной активности: отмечается неусидчивость, повышенная жестикуляция. Например, опьяневший не может долго усидеть на стуле, он вскакивает, постоянно переступает ногами, руками трогает и передвигает различные предметы, лежащие на столе. Или же напротив, человек в состоянии наркотического опьянения вял, расслаблен, неподвижен, его тянет подремать. Он просит, чтобы окружающие оставили его в покое, и предоставленный самому себе может быстро погрузиться в сон.

       Изменение координации движений: движения могут быть скованными или замедленными. При некоторых формах опьянения (каннабиоидыснотворно-седативные препараты) размашистые, резкие, грубые и неточные. Обычно в состоянии наркотического одурманивания отмечается неустойчивость при ходьбе, пошатывание из стороны в сторону; человек не может пройти по прямой линии. В стоячем и сидячем положении, особенно с закрытыми глазами, покачивает туловищем. Из рук опьяневшего падают предметы, наклонившись, чтобы поднять их, он может упасть сам. Опьяневший не в состоянии совершать движений, требующих большой точности, его руки и ноги постоянно подрагивают, в таком состоянии также резко меняется почерк.

      Изменение речи: подчеркнутая выразительность речи отмечается при употреблении препаратов коноплиэфедрона. При других формах опьянения (снотворно-седативныелетучие наркотически действующие вещества) речь чаще всего замедлена, невнятна, с нечеткой артикуляцией, словно у человека «каша во рту».

       Изменение цвета кожных покровов: при опьянении каннабиоидамиснотворно-седативными препаратами и летучими наркотически действующими веществами, лицо становится красным, отмечается покраснение белков глаз. При опьянении опиатами и эфедроном кожные покровы неестественно бледные. При большом стаже употребления этих наркотиков появляется желтушный или землистый оттенок кожи. Нередко в состоянии наркотического опьянения появляется отечность лица, особенно верхних век.

       Изменение зрачков: при опьянении опиатами зрачки узкие, величиной со спичечную головку. При другом наркотическом опьянении, зрачки чаще расширены, реакция на яркий свет вялая, либо отсутствует. Также отмечается повышенный блеск глаз.

 

Памятка для родителей

Признаки и симптомы употребления наркотических веществ несовершеннолетними:

 Физиологические:

*        бледность;

*        расширенные или суженные зрачки;

*        покрасневшие или мутные глаза;

*       замедленная, несвязная речь (растягивание гласных, проглатывание   твердых окончаний слов, упущение концовок сложных предложений);

*        потеря аппетита либо чрезмерное употребление пищи;

*        не вылечивающийся обычными средствами кашель.

Поведенческие:

*        нарастающее безразличие ко всему;

*        уход из дома и прогулы в школе по непонятным причинам;

*        ухудшение памяти;

*        трудности в концентрации внимания;

*        болезненная реакция на критику;

*        частая и резкая смена настроения;

*        повышенная утомляемость, сменяемая повышенной энергичностью;

*        избегание общения с людьми, с которыми раньше ребенок был близок;

*        снижение успеваемости;

*        постоянные просьбы дать денег;

*        пропажа из дома ценностей, книг, одежды;

*        частые телефонные звонки незнакомых вам людей;

*        самоизоляция, уход от участия в семейных делах;

*        непривычная лживость;

*        неопрятность.

Очевидные:

*        следы от уколов, порезы, синяки;

*        бумажки, свернутые в трубочки;

*        маленькие ложечки;

*        капсулы, пузырьки, жестяные банки;

*        лекарства снотворного или успокоительного действия;

*        сигареты, папиросы в сумках и карманах;

*        запах (табачный, алкогольный, химический, непонятный.

 

Ответственность несовершеннолетних за преступления и правонарушения в сфере оборота наркотических средств

 

В Республике Беларусь административная ответственность за употребление наркотических средств предусмотрена ст.19.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и наступает с шестнадцатилетнего возраста.

За появление в общественном месте в состоянии, вызванном потреблением без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ либо потреблением их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, а равно отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ – наложение штрафа в размере от 5 до 10 базовых величин.

Нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии, вызванном потреблением без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ либо потреблением их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, а равно отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, – влекут наложение штрафа в размере от 8 до 12 базовых величин.

Потребление без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ в общественном месте либо потребление их аналогов в общественном месте, а равно отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, – влекут наложение штрафа в размере от 10 до 15 базовых величин.

В Уголовном кодексе Республики Беларусь предусмотрена ответственность в сфере оборота наркотических средств за:

- хищение наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов;

- незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов;

- незаконное перемещение через таможенную границу Евразийского экономического союза или Государственную границу Республики Беларусь наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов;

- потребление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в общественном месте либо появление в общественном месте или нахождение на работе в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ;

- незаконные посев и (или) выращивание растений либо грибов, содержащих наркотические средства или психотропные вещества;

- нарушение правил обращения с наркотическими средствами, психотропными веществами, их прекурсорами и аналогами;

- склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов;

- предоставление помещений, организация либо содержание притонов для изготовления, переработки и (или) потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или других одурманивающих веществ.

Лица, совершившие запрещенные Уголовным кодексом Республики Беларусь деяния в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежат уголовной ответственности за хищение наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов (статья 327 УК РБ) и незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов (части 2 - 5 статьи 328 УК РБ).

Максимальный срок лишения свободы для несовершеннолетних за совершение особо тяжкого преступления, сопряженного с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов – 12 лет.

 

Примечание. Лицо, добровольно сдавшее наркотические средства, психотропные вещества, их прекурсоры или аналоги и активно способствовавшее выявлению или пресечению преступления, связанного с незаконным оборотом этих средств, веществ, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем, освобождается от уголовной ответственности за данное преступление.

 

 

 

свернуть
поделиться в: